Лахор: колыбель истории и культуры




ЛАХОР: КОЛЫБЕЛЬ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Меню сайта
Эта статья напечатана в алматинском журнале Style (№3–4, 2008 год). При использовании ссылка на журнал и гиперссылка на данный веб-сайт обязательны! Вид гиперссылки: Sparkleholding. Адрес статьи в интернете: http://sparkle.ucoz.ru/lahor.html
Copyright © Style www.sparkle.ucoz.ru
 
ЛАХОР: КОЛЫБЕЛЬ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

Древняя пенджабская пословица гласит: «Тот, кто не видел Лахора, тот не родился!» Лахор просыпается затемно. Раннее восточное солнце еще не взошло, а шум города уже пробивается через плотно закрытые окна гостиницы: визг автомобильных клаксонов, громкое рычание моторикш, скрип тормозов, гулкие бухающие звуки работающей техники и эхо заунывного пения муэдзина, доносившееся из мечети. Застрять на улицах Лахора – пара пустяков. Длинная вереница легковых автомобилей всех цветов и моделей, моторикш, повозок, запряженных лошадьми и ослами, мотоциклов и мотороллеров, огромных разрисованных грузовиков, разукрашенных блестящих автобусов растянулась на сотни метров и похожа на пестрый гудящий океан. К пробкам здесь относятся с восточной философией. Водители ждут спокойно, слушают музыку, оживленно обсуждают с автососедями последние новости. Хмурых, озлобленных, недовольных лиц почти не видно, люди улыбаются друг другу. Не зря в Пакистане Лахор называют «городом веселых людей». А еще Лахор переводится с урду как «Королева городов», и с этим можно согласиться.
В сопровождении полиции мы едем по древнему городу со славной историей...


ИСТОРИЯ
История здесь – на каждом шагу. Наверное, многие с детства помнят замечательный мультфильм «Золотая антилопа», созданный по мотивам старинной индийской легенды об удивительном звере, из-под копыт которого на бегу летели золотые монеты. Но мало кто знает, что речь в этой сказке идет о настоящем животном, жившем в средневековой Индии времен Империи Великих Моголов, столицей которого и был Лахор. Позже он стал главным городом державы сикхов. Могилу легендарной антилопы и сегодня можно увидеть в северо-восточном Пакистане близ знаменитого города Лахора – его жители считают, что это самая настоящая быль.
В 30-е годы прошлого века Голливуд для своих фильмов о Востоке копировал в декорациях именно лахорские купола. Этот город с его старинным фортом, комплексом императорских резиденций и самой большой в средние века мечетью наиболее соответствовал духу восточных легенд.
Лахор – административный центр провинции Пенджаб, второй по значению экономический центр страны. Здесь сосредоточены текстильные предприятия, машиностроительная промышленность по изготовлению электрооборудования и электротоваров, мебельные и кожевенные фабрики, мелкая промышленность и художественно-прикладные ремесла. Он во многом отличается от других городов Пакистана. Город раскинулся на левом берегу реки Рави, одной из пяти рек Пенджаба, давших название этой провинции Пакистана, а также одноименному штату в Индии.
Лахор – культурный центр, в нем сохранились памятники древней культуры, много мечетей, построенных столетия тому назад, и среди них вторая по величине в Пакистане (А говорят, и в мире!) мечеть Бадшахи. В городе много парков, скверов и улиц с тенистыми деревьями. Все это придает ему особый колорит. Центр города – крепость-форт с расположенными вокруг него кварталами старого города – без преувеличения можно назвать музеем под открытым небом. Здесь находится знаменитый Шиша Махал, или Зеркальный Дворец, стены которого украшены блестящей мозаикой из стекол и маленьких выпуклых зеркал разных цветов, произведение искусства своего времени.
Форт Лахора – массивное сооружение с красными кирпичными стенами и двенадцатью воротами, стоит прямо напротив мечети Бадшахи. Чтобы просто обойти форт по внутреннему периметру, потребуется по крайней мере 1.5 часа. Хотя большинство частей Королевского форта было построено приблизительно в 1566 г. нашей эры Императором Моголом Акбаром Великим,есть свидетельство, что глиняный форт уже существовал здесь в 1021 г. нашей эры: большинство сооружений современного форта построено на старых фундаментах. Сооружения форта относятся ко времени раннего индусского периода.
Королевский форт имеет прямоугольную форму. Главные ворота расположены по центру западных и восточных стен. Каждый следующий после Моголов император, также как и сикхские правители, и в свое время британцы, добавили павильоны, дворцы и стены. Император Джахангир расширял сады и строил дворцы, которые мы видим сегодня на площади Джахангира, в то время как Шах Джехан добавил Диуон-э-Хас, Моти Мас-джид (МечетьЖемчуга) и собственные опочивальни. При Орангзебе построили внушительные главные ворота, которые стоят перед Хазури Баг, лежащей между мечетью Бадшахи и фортом. Знаменитый Шиш Махал, или Дворец Зеркал, находится в северо-восточном углу форта. Это – самый красивый дворец в форте, украшенный маленькими зеркалами разных цветов.
Часть стены Слоновьих Шагов и внутренние ворота форта несут следы пуль, свидетельствуя о сикхской гражданской войне 1847 г. Сикхи установили оружие на одном из минаретов мечети во внутреннем дворе форта и вели оттуда огонь.
Опочивальня Мэй Джиндан – жилище правителей с реликвиями Могольского и сикхских периодов сейчас является музеем, в котором собраны многие шедевры искусства, литературы, модель Тадж Махала из слоновой кости, отлично иллюстрированные рукописи, и многое другое. Выйдя через Ворота Шах Бурдж, на наружной части стены можно полюбоваться старинной мозаикой 350-летней давности.
Имперская, или Мечеть Бадшахи-Масджид, полностью из красного песчаника, расположена во внутреннем дворе лахорского форта. Она была построена по приказу императора Орангзеба, последнего из Могольской династии, в рекордное время – за два с половиной года. Ее строительство было закончено в 1674 году. Она имеет красивые ворота, 21,33 метра в длину и внутренний двор, 161,5 на 160,6 метра и, как говорят, еще некоторое время назад была наибольшим внутренним двором мечети в мире. Мраморные купола закрывают семь палат постройки. Четыре высоких минарета стоят в четырех углах мечети, каждый с внешней окружностью 20 метров, и высотой до 54 метров. Наша делегация с благоговением входила в этот величественный храм. Теплые, прогретые нежарким осенним солнцем плиты, безупречно подогнанные по размеру и цвету, приятно щекочут босые ноги (перед входом нас попросили переобуться в легкие тапочки-чешки). В мечети существует удивительное акустическое свойство: если встать в один из углов довольно большого зала центрального входа, то можно услышать слова, сказанные шепотом в противоположном углу. Таким же свойством обладает и галерея, огибающая двор по периметру, в которой расположено несколько идущих одно за другим помещений для учеников. Они не только отлично просматривались куратором, но в каждом из них было слышно все, что говорил учитель.
В палатах выше ворот мечети размещены реликвии, оставшиеся от пророка Мухаммеда, его дочери и зятя и которые, как говорят, были принесены в Лахор эмиром Тэймером. В ее огромном квадратном дворе в дни праздников собираются десятки тысяч верующих. Она, пожалуй, самая старая постройка в Пакистане, и считается маленькой Меккой.
Купольные потолки украшены изразцами и великолепной росписью, и чем дольше всматриваешься в нее, тем большее количество деталей «выплывает» перед взглядом.
Посередине площади – беломраморный фонтан, в котором верующие совершают омовение. В одной из келий этой мечети под стеклянными витринами хранится Коран, вышитый золотыми нитями, – плод труда всей жизни одного из трудолюбивых каллиграфов прошлого.
С галереи, окружающей площадь, виден Монумент Независимости, или Минар-э-Паки-стан – башня приблизительно 60 метров высотой, построенная в Парке Икбала на месте, где в 1947 году Мухаммедом Али Джинной был подписан документ о создании государства Пакистан . Минар – смесь архитектурных стилей эпохи Моголов и современной архитектуры, создан по очень смелому проекту.
На площади перед входом в мечеть стоит мавзолей, в котором покоится прах национального поэта Пакистана Мухаммада Икбала. Находящийся в составе нашей делегации казахстанский поэт Аубакир Нилибаев, который занимался переводом его произведений на казахский язык, почтил его память молитвой и минутным молчанием.
Рядом с кашмирским базаром в Лахоре расположены еще две древние мечети. Одна из них, по общему мнению, самая красивая в городе – мечеть Хана Уозира. Она была построена в 1683 году Хакимом Илмаддином, который был министром шаха Джейхана. Вторая – Золотая мечеть была построена в 1753 Ноабом Сиедом Бхайкариом Ханом, заместителем городского управляющего. Это замечательно красивое сооружение с тремя золотыми куполами.
Неподалеку от мечети возвышаются купола сикхского храма. Около 80% пакистанских мусульман – сунниты, т. е. наряду с Кораном они признают и Сунну – мусульманское Священное Предание о деятельности и изречениях пророка Мухаммеда; менее 20% – шииты. Хотя ислам и монотеистическая религия, однако, среди мусульман насчитывается более 70 различных сект, придерживающихся собственных воззрений на отдельные аспекты вероучения.
В трех милях к востоку от Лахора расположены знаменитые Сады Шалимар, разбитые по приказу шаха Джехана Могола в 1642 г. Сады окружены высокими стенами с башнями в четырех углах. Первоначально сады были разбиты на семи террасах, сейчас их осталось только три общей площадью приблизительно 42 акра, где разместилось более четырехсот фонтанов. Кладка стен трех сохранившихся террас была восстановлена согласно их оригинальным проектам, которые отличаются друг от друга. Есть мраморный павильон, где вода потоками льется каскадом вниз по резным, мраморным плитам, создавая эффект водопада. Поперек водопада расположен мраморный трон. В конце второй террасы – Соан Бхадон, заполненные водой бассейны по трем сторонам. Вода льется каскадом вниз из бассейнов, производя звук падающего дождя. В старые времена в стенные ниши были помещены маленькие нефтяные лампы, которые сквозь воду отражали все цвета радуги.
ОБРАЗОВАНИЕ
В Пакистане серьезная система высшего образования, заложенная еще в колониальный период. Первый Пенджабский университет в Лахоре был основан в 1882. Затем появились Синдский (Хайдарабад, основан в 1947 в Карачи, в 1951 переведен), Пешаварский (1950), университет Карачи (1951), Исламабадский (1965), Западнопакистанский сельскохозяйственный (Лайалпур, 1961), Западнопакистанский инженерно-технологический (Лахор, 1961), Белуджистанский (Кветта, 1970). Большое внимание в университетах уделяется экономическим, социально-политическим и религиозно-гуманитарным знаниям. В последнее время в стране идет тенденция развития искусства.
Особенностью всех пакистанских университетов, институтов, академий, где бы они ни находились, является то, что их территория огорожена. Она непременно охраняется, озеленяется, благоустраивается. По ней приятно гулять, вокруг чисто. От солнечного зноя можно спрятаться в тени деревьев, отдохнуть возле фонтана.
Не исключение из правила и знаменитый крупнейший в стране университет в Лахоре – Пенджабский, основанный в 1882 году, моделью для которого послужил английский (Лондонский) университет. Он состоит из 8 факультетов, почти из 90 колледжей-филиалов, 3 университетских колледжей, разбросанных по всей стране. Это современное, компьютеризованное высшее учебное заведение, где дается светское образование, с новейшими методиками преподавания. Здесь проводятся специальные мастер-классы, сюда приглашают ведущих преподавателей со всего мира. Лахор занесен в Книгу рекордов Гиннеса как город, в котором имеется самое большое количество учебных заведений. Обучение в университете платное, ведется в основном на английском языке.
Колледж ART and DESIGNE, в котором мы побывали, – одно из старейших отделений Пенджабского университета. Исторические здания из красного кирпича 1882 года строения, стоящие в небольшом садике, студенты, готовящиеся к сессии. Некоторые свободно позировали нам, другие стеснялись, и, конечно, это были девушки. Здесь имеются факультеты изобразительного и прикладного искусства, архитектуры, ткачества, музыки и театра. Несколько корпусов, просторные аудитории.
В этом учебном заведении готовят архитекторов, художников, в том числе графиков и скульпторов, и дизайнеров – одежды, пространства, рекламы, текстиля. Из самых современных специализаций можно выделить дизайнеров веб-сайтов. А из самых необычных для нас – профессиональных дизайнеров по украшению пакистанских автомобилей. Даже в кабинете ректора колледжа, господина Шахнаваза Зайди на самом видном месте вывешен фрагмент для украшения грузовика, выполненный студентами. Здесь это – особое направление национального искусства!
Студенты сами выбирают специализации, которые им больше по душе, – это может быть традиционное национальное или современное искусство. Часто в институте устраиваются выставки лучших работ. Студентам здесь создаются все условия для творческого развития и роста. Еще учась в университете, они проходят практику на производстве, и тех, кто зарекомендовал себя, затем приглашают на работу. Подобные специальности преподают и в других вузах, поэтому конкуренция при приеме на работу достаточно велика. Но все же на выпускников ART and DESIGNE – cnpoc большой.
Сейчас в Пакистане наряду с развитием экономики, строительства и подъемом промышленности стали уделять больше внимания искусству. Открываются новые учебные заведения, строятся театры, развиваются средства массовой информации. Еще несколько лет назад в стране был лишь один национальный телевизионный канал, а сейчас их уже более 50. Возрос интерес к театру, к кинематографии. В колледже организован студенческий театр Natak, к работе с которым привлекаются деятели искусств из других стран. Многие студенты имеют возможность принимать участие в международных фестивалях и показах моды со своими работами, и нередко становятся призерами и лауреатами.
Во время встречи преподаватели института – профессор архитектурного факультета, доктор Анис A. Сиддики, Мудассар Х. Шах, Шахнаваз Заиди Ашсан, Загра Али и ректор доктор Ахтар Наз говорили о том, что очень заинтересованы в развитии дружеских связей с Казахстаном в области архитектуры, моды, литературы. Живо расспрашивали нас о нашей стране – их интересовали вопросы развития искусства, живописи, положение женщин в Казахстане, занятость людей, жизнь студентов и преподавателей, возможность обмена преподавателями и студентами между аналогичными вузами и так далее.
Нам с гордостью и удовольствием показывали аудитории, компьютерные классы, мастерские. Восток – штука тонкая: несмотря на то, что страна мусульманская, большинство студентов этого института составляют девушки. Многие из них прячут лица, а головы прикрыты шарфами почти у всех. Но, как посетовала преподаватель кафедры текстильного дизайна Айзза Сохайл, многие из них после учебы выходят замуж, и если семья старорежимная – а таковых в Пакистане много – чаще всего ее карьера на этом и заканчивается. Но есть и другие, такие, как она, – современно мыслящие родственники не препятствуют им заниматься любимым делом и расти творчески.
Наша делегация побывала еще в одном из подразделений Пенджабского университета – Institute of Communication Studies, который ведет свою историю с 1941 года. Вначале это был просто факультет журналистики, который располагался на верхнем этаже образовательно-исследовательского института. 24 февраля 2006 факультет модернизировался в самостоятельный институт коммуникационного обучения – Institute of Communication Studies, ныне один из ведущих в Южной Азии.
В наше время трудно переоценить значение прессы в жизни не только одной отдельно взятой страны, но и всей планеты. И Institute of Communication Studies стал кузницей кадров для пакистанских масс-медиа, необходимым инструментом политики, формирования общественных отношений и мнений, рекламных компаний.
Институт располагается на берегу Лахорского канала и представляет собой уютный зеленый студенческий городок, оснащенный всем необходимым – начиная от аудиторий, компьютерных классов и конференц-кабинетов и заканчивая собственным вещательным каналом PU FM 104.6. В студии PU FM 104 будущие публицисты, теле- и радиокорреспонденты создают различные шоу по своим сценариям, готовят и выпускают документальные программы, новости студенческой жизни, проводят различные исследования. Одним словом, для студентов в этом институте предусмотрено все для оптимального самовыражения. Кстати, о том, что их институт посетила делегация из Казахстана, студентам было сообщено по этому же каналу.
Раньше институт готовил журналистов только для газет, которых в Пакистане выходило всего 8 и только на английском языке, и нескольких журналов. Сейчас благодаря Institute of Communication Studies их выходят сотни на всех языках народов, населяющих Пакистан.
НА ИНД0-ПАКИСТАНСК0Й ГРАНИЦЕ
Неподалеку от Лахора в небольшом поселке на пропускном пункте Вагах индийско-пакистанской границы ежедневно во время захода солнца проводится красивейшая церемония ее закрытия, сопровождающаяся настоящей эйфорией как с индийской, так и с пакистанской стороны. Эта церемония – одна из наиболее оригинальных в Пакистане, хотя, как нам рассказали, – поднятие флагов на рассвете и спуск их при закрытии границы – протокол, соблюдаемый на всех проходных пунктах между любыми государствами. Но трансформация этого официального протокола в яркую церемонию была обусловлена особенными фактами из истории отношений двух стран.
С момента разделения единой английской колонии на два государства – Индию и Пакистан – между этими странами ведется то утихающий, то вновь усиливающийся конфликт, причиной которого в основном является борьба за территории Кашмира. Произошли три крупных войны - в 1947, 1965 и 1971 годах, а также несколько потенциальных военных угроз, последняя из которых была во время острого конфликта в 2002 году. Современные правительства двух стран при участии различных международных организаций стремятся к мирному урегулированию ситуации. И все же Пакистан и Индия демонстрируют друг другу свою силу и решимость отстаивать собственные интересы до конца. И одним из нестандартных примеров демонстрации этой силы, как ни странно, является спуск флагов на пропускном пункте Вагах, который посетила казахстанская делегация. В разговоре с офицером пограничной службы мы, уже наслышанные о предстоящей церемонии, пытались получить ответ на главный вопрос: то, что мы увидим – лишь красочное, хорошо срежиссированное шоу для развлечения зрителей или важный, предписанный протоколом военный ритуал, ставший благодаря своей оригинальности забавой для зевак? «Немного то, немного другое, – дипломатично ответил нам офицер. – Вы все поймете, когда увидите церемонию своими глазами».
Итак, о самой церемонии. Еще задолго до назначенного времени на специально сооруженных по обе стороны границы трибунах собираются жители окрестных сел и городов, туристы. С пакистанской территории аудитория на трбунах четко разделена: на одной – мужчины, на другой – дети и женщины (для предупреждения возможных несчастных случаев). С индийской стороны – более демократично, вперемешку, хотя женщин намного меньше, чем представителей сильного пола. Участники зрелища с одной и с другой стороны скандируют здравицы в честь своих государств, воинственно размахивают флагами. Причем, если вслушаться, то эти лозунги почти одинаковы, видимо, сказывается сходство языков. Перед началом гости могут прогуливаться вдоль границы, с интересом разглядывая таких же любопытных с противоположной стороны. Все это проходит под строгим надзором конных пограничников. И лишь беззаботные птицы кружат над нейтральной полосой, подчеркивая искусственность и эфемерность нарисованных человеком границ.
Но вот звучат национальные гимны обеих стран, и в эту минуту повисает тишина. Четко чеканя шаг, высоко вскидывая ноги и опуская их на землю так, что она содрогается, в сторону границы проходят красавцы-гвардейцы, подобранные из представителей племени пушту. В их выверенных движениях чувствуется огромная сила и еле сдерживаемая энергия. Все они высоченного роста в черной форме с интересными – в виде веера – головными уборами времен колониальной Англии. С той поры пакистанцы поменял и цвет своих мундиров, а вот у индийцев форменная одежда осталась той же, бело-бежевой.
Раздаются отрывистые команды, и ворота с обеих сторон границы начинают открываться. Действия гвардейцев с той и другой стороны абсолютно синхронны, словно вдоль границы существует невидимое зеркало, разница лишь в цвете униформы, да пакистанские гвардейцы чуть выше ростом и чуть шире в плечах (или нам так показалось!). После недолгих лаконичных построений начинается непосредственно спуск флагов. Веревки, на которых держатся полотнища, несколько раз разматываются и сматываются – ритуальность этих действий просто завораживает зрителей. Затем стяги синхронно начинают двигаться по шнурам вниз, их бережно снимают и, чеканя шаг, торжественно относят в хранилище. До утра.
Когда церемония закончилась, стало понятно, что оценить, а точнее, ощутить весь ее глубокий смысл можно, лишь став ее непосредственным участником. Потому что все, кто находится в этот момент на границе, становятся неотъемлемыми действующими лицами церемонии. В яростные возгласы зрителей вкладывается все негативное отношение одной нации к другой. И растворяется здесь же, на границе. Выплеснув накопившиеся эмоции, зрители с чувством выполненного гражданского долга возвращаются к обычным делам и уже не думают о том, чтобы идти на соседей с оружием. Безусловно, в определенной мере это придуманное и даже отрепетированное шоу. Но в него заложен важный смысл. Каждая страна стремится показать – мы мирные граждане, мы не нарушаем границ и готовы к слаженным двусторонним отношениям и сотрудничеству с соседями. Но нашей силы и мощности хватит, чтобы в случае необходимости отстоять свою независимость.
После команды «Вольно!» и «Разойдись!» рослые гвардейцы с удовольствием позируют перед фотокамерами, глядя на гостей этого шоу сверху вниз. Рядом с ними сам себе представляешься пигмеем, но защищенным невозмутимой энергией этих великанов.

Статья в формате pdf (для чтения требуется программа Adobe Reader)


Copyright © 2008, ТОО Sparkle
Сайт создан в системе UcoZ